Звёздные войны: Эпизод 1 - Скрытая угроза / Star Wars: Episode I - The Phantom Menace (1999)
Звёздные войны: Эпизод 1 - Скрытая угроза / Star Wars: Episode I - The Phantom Menace (1999)


Название: Звёздные войны: Эпизод 1 - Скрытая угроза
Название зарубежное: Star Wars: Episode I - The Phantom Menace
Год: 1999
Жанр: фантастика, фэнтези, боевик, приключения
Продолжительность: 136 мин. / 02:16
Страна: США
Режиссер: Джордж Лукас
В ролях: Лиам Нисон, Юэн Макгрегор, Натали Портман, Джейк Ллойд, Иен Макдермид, Рэй Парк, Теренс Стэмп, Сэмюэл Л. Джексон, Пернилла Аугуст, Хью Куарши
Роли дублировали: Владимир Летенков, Евгений Иванов, Юлия Николаева, Игорь Семенов, Вадим Яковлев
Описание: Мирная и процветающая планета Набу. Торговая федерация, не желая платить налоги, вступает в прямой конфликт с королевой Амидалой, правящей на планете, что приводит к войне. На стороне королевы и республики в ней участвуют два рыцаря-джедая: учитель и ученик, Квай-Гон-Джин и Оби-Ван Кеноби....
Комментариев 1
admin

Мы публикуем эту рецензию повторно в честь 25-летия переиздания фильма. Первоначально она была опубликована 17 мая 1999 года.


Если бы это был первый фильм "Звездных войн", "Призрачная угроза" была бы воспринята как прорыв провидца. Но это четвертый фильм знаменитой серии, и мы думаем, что знаем, что к чему; многие из ранних рецензий были пресными, они на словах хвалили визуальные эффекты и удивлялись, почему персонажи не проработаны лучше. Как быстро мы привыкаем к чудесам. Мне вспоминается рассказ Айзека Азимова "Сумерки" о планете, где звезды были видны только раз в тысячу лет. Зрелище было настолько потрясающим, что сводило людей с ума. Мы, те, кто может видеть звезды каждую ночь, бросаем мимолетный взгляд на космос, а затем быстро опускаем его снова в поисках Молочной королевы.


"Звездные войны: Эпизод I - Призрачная угроза", если процитировать его полное название, является поразительным достижением в области творческого кинопроизводства. Если некоторые персонажи не слишком привлекательны, возможно, это неизбежно: это первая история в хронологии, и в ней должны появиться персонажи, которые (как мы уже знаем) со временем станут более интересными. Здесь мы впервые видим Оби-Вана Кеноби, Энакина Скайуокера, Йоду, а также R2-D2 и C-3PO. В первом эпизоде Энакин - всего лишь молодой человек; в ЧЕТВЕРТОМ, Пятом и шестом эпизодах он стал Дартом Вейдером.


Рискуя обидеть поклонников Силы, я скажу, что сюжеты фильмов "Звездные войны" всегда были космическими операми, и что важность фильмов заключается в их энергии, чувстве юмора, красочных изобретениях и новейших спецэффектах. Я посещаю его не в надежде получить представление о человеческом поведении. В отличие от многих фильмов, эти созданы для того, чтобы их больше смотрели, чем слушали, и Джордж Лукас и его коллеги наполнили "Призрачную угрозу" замечательными визуальными эффектами.


Здесь есть новые места - новые виды мест. Взгляните на подводные города, плавающие в своих прозрачных оболочках. Зал заседаний Сената - огромная сфера, вдоль внутренних стен которой выстроились сенаторы, а в центре на подставках плавают ораторы. И другие места: городской пейзаж с водопадом, который головокружительно низвергается в космос. И другие города: один венецианский, с каналами, другой, похожий на тепличную версию императорского Рима, и третий, который, кажется, вырос из песков пустыни.


Действие персонажей "Призрачной угрозы" разворачивается на фоне потрясающих декораций, сюжет которых ненамного сложнее, чем в тех историях, на которых я вырос в научно-фантастических журналах. Иногда кажется, что вся серия - это ожившие обложки захватывающих историй о чудесах. Диалог довольно плоский и прямолинейный, хотя и приправленный небольшой квазиклассической формальностью, как будто персонажи читали, но не запомнили "Юлия Цезаря". Хотелось бы, чтобы персонажи "Звездных войн" говорили с большей элегантностью и остроумием (как это делают "греки и римляне" Гора Видала), но в любом случае суть не в диалогах: в этих фильмах есть на что посмотреть по-новому.


Детали сюжета (эмбарго и блокады), как правило, уменьшают размер вселенной фильма - уменьшают ее до масштабов торгового спора 19-го века. Сами звезды - не более чем точки на черном занавесе, и "Звездные войны" не вдохновлялись цветными фотографиями, сделанными телескопом "Хаббл". Сериал, по сути, представляет собой человеческую мифологию, действие которой разворачивается в космосе, но не занимает его. Если Стэнли Кубрик дал нам человека, униженного вселенной, то Лукас дает нам вселенную, прирученную человеком. Его инопланетяне на самом деле - просто люди в необычных обличьях. В "Призрачной угрозе" он представил Джар-Джара Бинкса, полностью воплощенного в компьютерную анимацию инопланетного персонажа, чьи физические движения, похоже, основаны на запоздалых размышлениях. А Джабба Хатт (который руководит Гонкой) всегда казался мне определенно диккенсовским.


Тем не менее, в рамках установленных им правил Лукас рассказывает хорошую историю. Ключевым событием в "Призраке" является первая встреча рыцаря-джедая Куай-Гона Джинна (Лиам Нисон) и молодого Энакина Скайуокера (Джейк Ллойд), который, как сразу же чувствует джедай, предназначен для великих свершений. Куай-Гон встречает Энакина в магазине, где тот ищет запасные части для своего поврежденного корабля. Вскоре Куай-Гон оказывается на стороне молодого раба в гонке на скоростных катерах, ставя на кон свой корабль, а не стоимость запасных частей. Гонка - один из главных моментов фильма, когда участники пробираются между высокими скалами, что напоминает аналогичную гонку по металлическим каньонам на космическом корабле из "Звездных войн". Почему Куай-Гон так уверен, что Энакин может победить? Потому что он ощущает необычную концентрацию Силы - и, возможно, потому, что, подобно Иоанну Крестителю, он инстинктивно распознает того, чей путь ему суждено подготовить. Однако неустойчивость фильма на психологическом уровне очевидна в сцене, где юному Энакину говорят, что он должен оставить свою мать (Перниллу Август) и последовать за этим высоким незнакомцем-джедаем. Их обоюдное смирение с расставанием кажется ужасно сдержанным. Я ожидал слезливой сцены расставания матери и ребенка, но лучшее, что мы получаем, это когда Энакин спрашивает, может ли его мать пойти с ним, и она отвечает: "Сынок, мое место здесь". В качестве рабыни? Открытие и испытание Энакина - это самое важное действие фильма, но в некотором смысле все действия одинаково важны, потому что они обеспечивают основу для создания сцен со спецэффектами. Иногда наш здравый смысл противоречит последовательности действий (например, когда люди Джар-Джара и хорошие парни сражаются с армией дроидов, становится очевидно, что дроиды такие плохие бойцы, что их следует вернуть за вознаграждение). Но больше всего я был рад любоваться видами на экране, точно так же, как я мог бы наслаждаться "Метрополисом", "Запретной планетой", "2001: космической одиссеей", "Темным городом" или "Матрицей". Разница в том, что визуальные эффекты Лукаса более причудливы, а энергетика его фильма более жизнерадостна; он не разделяет распространенного мнения о том, что будущее - это темное и одинокое место.


Чего у него действительно в избытке, так это жизнерадостности. В "Призрачной угрозе" сцена за сценой возникает ощущение открытия, когда он пробует новые эффекты и идеи и органично сочетает реальных персонажей с цифровыми, реальные пейзажи и воображаемые места. Я думаю, мы стоим на пороге новой эры эпического кино, в которой цифровые технологии означают, что бюджеты больше не будут ограничивать количество сцен; кинематографисты смогут показать нам практически все, что они могут себе представить.


Точно так же, как Энакин Скайуокер указывает путь в будущее "Звездных войн", "Призрачная угроза" приоткрывает завесу над этой новой свободой для кинематографистов. И это очень весело. Фильму справедливо присвоен рейтинг PG; он подходит для молодых зрителей и не зависит от последствий насилия. Что касается плохого отзыва о персонажах - эй, я видел космические оперы, в которых акцент делается на человеческих личностях и взаимоотношениях. Они называются "Звездный путь". Представьте мне прозрачные подводные города и огромные полые сенатские сферы в любой день.


ДОБАВИТЬ КОМММЕНТАРИЙ
Имя:*
E-Mail:


Подписаться на комментарии

 Информация для правообладателей.