Рискованный бизнес / Risky Business (1983)
Рискованный бизнес / Risky Business (1983)


Название: Рискованный бизнес
Название зарубежное: Risky Business
Год: 1983
Жанр: драма, мелодрама, комедия, криминал
Продолжительность: 99 мин. / 01:39
Страна: США
Режиссер: Пол Брикман
В ролях: Том Круз, Ребекка Де Морнэй, Джо Пантольяно, Ричард Мейсер, Бронсон Пиншо, Кертис Армстронг, Николас Прайор, Джанет Кэрролл, Шера Данезе, Рафаэль Сбардж
Описание: Днём жизнь старшеклассника Джоэла Гудсона полна забот о том, чтобы не разочаровать родителей и поступить в один из университетов престижной «Лиги плюща», а по вечерам он фантазирует о сексе. Однажды его родители уезжают в отпуск, и Джоэл оттянуться как следует, однако, ситуация быстро выходит из-под контроля..
Комментариев 1
admin
RISKY BUSINESS - это подростковая секс-комедия, которая больше всего запомнилась сценой, где Том Круз в обтягивающих белых трусах придурковато танцует по своей гостиной под одну из самых некрутых песен той эпохи. Но выкиньте это из головы, потому что общий стиль и ощущение от фильма - это суровая крутизна. Это единственный фильм про озабоченных подростков, который кажется мне дальним родственником AMERICAN GIGOLO и AFTER HOURS.

Во многом это объясняется партитурой Tangerine Dream (предыдущими работами которой были SORCERER, THIEF, STRANGE BEHAVIOR, THE SOLDIER и WAVELENGTH), а также сильной работой кинематографистов Брюса Сэртриса (DIRTY HARRY, THE OUTFIT, WHITE DOG) и Рейнальдо Виллалобоса (URBAN COWBOY), художника-постановщика Уильяма Дж. Кэссиди (ROCKY, CARNY, ROCKY III) и монтажер Ричард Чу (THE CONVERSATION, STAR WARS). Но и тон, и отношение к фильму отличаются от аналогичных фильмов той эпохи. Хотя ранее сценарист/режиссер Пол Брикман писал сценарии к фильмам THE BAD NEWS BEARS IN BREAKING TRAINING и HANDLE WITH CARE, это был его первый режиссерский опыт, и он был принят как новый интересный голос. В рецензии Variety фильм был назван "многообещающим первым романом", а Роджер Эберт написал, что он заслужил сравнение с фильмом "Выпускник" (THE GRADUATE).

Фильм открывается сном о сексуальной неудовлетворенности, который с придыханием рассказывает Круз, предвосхищая свою последующую роль в фильме EYES WIDE SHUT. В своем пятом фильме, между LOSIN' IT и ALL THE RIGHT MOVES, Круз играет Джоэла Гудсена, трудолюбивого, но лишь немного выше среднего, старшеклассника, на которого родители и он сам оказывают сильное давление с целью поступления в Принстон. Ему постоянно снится сон о том, как его приглашают в душ с прекрасной незнакомкой, а затем он теряется в паре и обнаруживает, что пришел слишком поздно, чтобы сдать экзамены.

За игрой в покер он рассказывает о своем сне приятелям-дурачкам Майлзу и Барри (их играют начинающие игроки Кертис Армстронг и Бронсон Пиншот). Он также рассказывает им историю, в которой пытается намекнуть, что однажды у него был секс. "Как вы думаете, что произошло?" - спрашивает он, но не может заставить себя солгать, что что-то произошло. Беззаботный Майлз советует ему "просто сказать "к черту"" и нарушить некоторые правила, пока его мама (Джанет Кэрролл, впервые сыгравшая роль генерального секретаря в фильме "Искусство войны III: Возмездие") и папа (Николас Прайор, "Счастливая шлюха") находятся в отпуске. В ответ на это Джоэл пьет пиво и настраивает эквалайзер (что запрещено его отцом) на вышеупомянутую абсолютно ужасную песню Боба Сегера.

О, черт возьми, теперь она у меня в голове. Почему они использовали эту песню? Она была очень успешной для них, но разве это делает ее справедливой? Разве это делает его нравственным? Абсолютно нет. Но я полагаю, что это была бы классная, бунтарская песня для парня, который настолько зажат, что не может дрочить, не мечтая о том, что в дом ворвутся копы, чтобы остановить его.

Подстрекательским инцидентом становится то, что Майлз подбивает Джоэла оставить свое имя и адрес на автоответчике службы эскорта, заставляя его провести ночь в нервном ожидании стука в дверь. Неожиданностью этого фильма является то, что в нем, особенно для того времени, практически нет осуждения или порицания профессионалов в области секса. Еще более удивительно то, что в доме Джоэла появляется Джеки (Брюс А. Янг, "Механик № 2", THIEF) - высокая чернокожая трансвестит или кроссдрессер, и фильм не проявляет к нему никакого неуважения. Я думаю, что в идее, что Джоэлу придется отказать Джеки, есть некоторая насмешка, но после того, как мы видели столько неприкрытой гомофобии даже в фильмах с Майклом Джей Фоксом, просто приятно видеть, что он так вежливо относится ко всей этой ситуации.

Встреча с Джеки заинтриговала его идеей платить за секс, заставив просмотреть объявления и в конце концов набраться смелости и позвонить по номеру, который Джеки дал ему для некой Ланы (Ребекка Де Морней, которая была только в "ОДНОМ ИЗ СЕРДЕЦ"). Она приезжает, и у них происходит настолько горячая встреча, что я сначала подумал, что это фантазия.

Утром она все еще там, а мистер Дуфус, видимо, забыл поинтересоваться ее тарифами, поэтому он оставляет ее одну в доме, а сам отправляется в банк, чтобы обналичить облигации, которые хранятся у него в сейфе. Мне нравится, что они хранятся вместе с запиской от его бабушки и дедушки, когда они подарили их ему. Потрать это на что-нибудь приятное, дорогая!

Когда он возвращается домой, она уже исчезла, украв с камина драгоценное стеклянное яйцо его мамы. Мне кажется, что в фильме хорошо сбалансированы неопытный испуганный ребенок и умный человек, становящийся взрослым, и он не превращается в типичного героя фильмов 80-х годов, исполняющего желания (за исключением потрясающего секса, на который он натыкается). Он оказывается достаточно способным, чтобы вычислить место, где Лана собирается провести очередной эскорт, и попасть туда, надев галстук, но затем все, что он знает, чтобы сделать, это бросить на нее грязный взгляд из другого конца комнаты. Когда же он сталкивается с ней на улице, то не может не влюбиться в нее снова и помогает ей сбежать от ее "менеджера" Гвидо (Джо Пантолиано в своем шестом фильме, между "Последним ужасом" и "ЭДДИ И КРУИЗЕРЫ").



Признаться, я никогда не обращала особого внимания на фильмы Ребекки Де Морней, но здесь она показалась мне потрясающей, как внешне, так и по исполнению. Нетрудно понять, что Джоэл был так запуган ею. Для меня Лана - очень симпатичный персонаж, не впадающий в клише "проститутки с золотым сердцем" - вместо этого она просто очень самоуверенная, которой не все равно, что вы думаете, только в том смысле, что она скажет вам "отвали", если почувствует неладное. Ближе всего Джоэл подошел к оценке ее профессии, когда невинно спросил ее о том, что она бросила школу, и она тут же дала ему это понять. Когда сюжет переходит к тому, что она спасает его задницу, сводя своих высококлассных друзей-эскортниц с его школьными друзьями-богачами, это, по крайней мере, не только торжество ее интеллекта, но и сатирический комментарий по поводу его преклонения перед деловой хваткой (путем сравнения ее с сутенерством).

Я не уверен, что фильм считает Джоэла крутым, когда он обретает свой новый образ ловкого и уверенного в себе сутенера (о чем свидетельствуют очки Ray-Bans, блейзер поверх черной футболки и сигарета, свисающая с губ). Я подозреваю, что так оно и есть, но я не против посмеяться над ним. В последнем акте все больше и больше становится похожим на обычные комедийные приемы для подростков: дом разгромлен, Джоэлу едва удается привести все в порядок за мгновение до возвращения родителей, а приемная комиссия Принстона (Ричард Мазур, THE THING) неожиданно впускает его в дом благодаря ночи, проведенной с коллегами Ланы. Но больше всего запомнился эпизод, когда Лана привозит Джоэла на поезде L поздно ночью, чтобы дождаться, когда вагон опустеет и они смогут потрахаться. Эта сцена важна для сюжета в том смысле, что во время нее дом грабят, и Джоэлу приходится гадать, не подставила ли его Лана, но Брикман мог бы обойтись и без этого, если бы захотел. Вместо этого он сделал атмосферную сцену, связанную с начальными кадрами поезда L, в которой Лана ведет Джоэла к переживанию опасности и удовольствия, заключая в себе мир взрослой жизни, в который он отправляется, в противоположность более распространенному в этом жанре подходу к сексуальности, характерному для мальчишек-братьев, хихикающих над сиськами.

Фильм PORKY'S II: THE NEXT DAY вышел в начале того же лета. Можно ли назвать RISKY BUSINESS "возвышенным фильмом PORKY'S"? Наверное, это слишком упрощенное название фильма PORKY'S, потому что, по крайней мере, если верить моей рецензии многолетней давности, в нем наряду с ювенальной бонерпалузой есть и режиссерский стиль. В RISKY BUSINESS он тоже есть - например, я вспоминаю поездку мистера и миссис Гудсен в аэропорт и лекцию перед отпуском, снятую полностью с точки зрения Джоэла, как будто он - молодой Майкл Майерс. Еще один любимый момент - когда Джоэл, разозлив Лану, разбив отцовскую машину и будучи отчисленным из школы, в ответ одалживает у друзей велосипед, едет на нем через весь город, взбегает по лестнице в гостиничный номер Ланы и обнимает ее. Момент искренней ранимости и комфорта в отношениях, которые до этого сводились в основном к сексуальным и финансовым операциям.

К чести тех, кто выбирал песни, большинство из них мне нравится. В сцене в поезде L отлично использована песня "In the Air Tonight" (через 2 года после ее выхода, но за 2 года до того, как она появилась в пилоте "Полиции Майами"), на вечеринке играет "D.M.S.R." Принса, а Мадди Уотерс играет "Mannish Boy", что кажется очевидным сейчас, но имеет смысл, если воспринимать это как иронию.

Как и Боб Кларк в первом фильме PORKY'S, Брикман сделал личный фильм, основанный на его собственных подростковых переживаниях, и даже снимал его в основном в своем родном городе Хайленд Парк, штат Иллинойс (хотя действие происходит в Гленко). Я нахожу Джоэла убедительным персонажем, не будучи в состоянии соотнести его специфические переживания богатого ребенка, такие как бунт против отца, когда он без разрешения водит свой любимый Porsche. (Это, очевидно, понравилось Джону Хьюзу, который передал весь подсюжет Кэмерону в фильме FERRIS BUELLER'S DAY OFF, который также снимался в Хайленд-Парке. Алгоритм Paramount+ согласен со мной в этом и ставит FERRIS после этого фильма). Думаю, достаточно того, что он чувствует себя дрейфующим в своей среде начинающих капиталистов. Когда в разговоре о колледже и карьерных планах у него возникает вопрос: "Неужели никто не хочет ничего добиться? Или мы просто хотим делать деньги?", это не похоже на пустое брюзжание, воспоминание о былых временах, а скорее на ужасное осознание.

Мне захотелось узнать, что скажет Брикман о фильме, и, к счастью, на сайте PBS появилось довольно хорошее интервью с ним и продюсером Дэвидом Геффеном из программы American Masters. Брикман объясняет: "Для меня "RISKY" был связан с эпохой Рейгана и желанием каждого быть немного капиталистом. Это было темой фильма RISKY и мифом о том, что все гораздо сложнее, чем представлялось в то время... То, что происходило в той культуре, было романтизированным представлением о том, что такое капитализм, но для многих людей это было действительно тяжело".

Он сказал, что хотел сделать что-то, что отличалось бы по тональности от других фильмов для подростков, что-то более темное, и да, он специально говорит, что хотел сексуальность, которая не была бы похожа на сексуальность PORKY'S. Он написал фильм как часть сделки с Warner Brothers на две картины, но дело зашло в тупик, и он не мог найти желающих, пока бывший агент по продаже талантов, менеджер рок-н-ролла и глава лейбла, начинающий киномагнат Геффен не прочитал сценарий и не позволил ему снять его без особого вмешательства студии.

Правда, пришлось пойти на компромисс: Геффен заставил его изменить концовку на более жизнерадостную. Первоначально Джоэл не поступил в Принстон, и фильм заканчивался на горько-сладкой ноте о том, что Лане, скорее всего, предстоит нелегкая жизнь. Брикман сказал: "Я думаю, что фильм получился бы более умным и в итоге сыграл бы так же хорошо", но также: "Оглядываясь назад, с большей мудростью и зрелостью, мы оба были правы и оба были неправы".

Несмотря на все старания Брикмана, Warner Brothers увидела в фильме что-то похожее на PORKY'S и хотела рекламировать его именно так. К счастью, Geffen удалось нанять стороннее рекламное агентство и придумать культовый постер, который в большей степени отражает мандариновую мечтательность фильма.

Фильм RISKY BUSINESS получил хорошие отзывы и стал большим хитом - он заработал в десять раз больше своего бюджета только в кинотеатрах, а затем стал фаворитом на VHS и кабельных каналах. Несмотря на успех, Брикман снял еще только один фильм (MEN DON'T LEAVE, 1990 г.), а также короткометражку Allison в 2012 году. Он написал сценарии к фильмам "Сделка века" (1983 г.) Уильяма Фридкина, "Настоящее преступление" (1999 г.) Клинта Иствуда и мини-сериалу "Восстание" (2001 г.), снятому совместно с продюсером RISKY BUSINESS Джоном Авнетом.

Вместо фильма, в котором утвердился Пол Брикман, RISKY BUSINESS, конечно же, запомнился как прорыв для кинозвезды всех кинозвезд Тома Круза. Он очень хорош в этой роли, и это поражает сейчас, потому что до тех пор, пока он не обретает в конце уверенность в себе, как в Ray-Ban, он настолько противоположен своему экранному образу, который он вскоре создаст. Он убедительно играет робкого неудачника, недостаточно хорошего для своих родителей или для колледжа, в который он хочет поступить, не такого удачливого, как его друзья, боящегося женщин и всего остального. И он - ребенок! Он и его друзья ездят в школу на велосипедах или их подвозят родители. Безумно приятно думать, что всего три года спустя Круз смог полностью вжиться в роль самого наглого выпендрежника в истории кинематографа - мотоциклиста, летящего на реактивном самолете, вторгающегося в женские туалеты, трахающего учителей, безрассудно подвергающего опасности, но юридически не отвечающего за смерть своего лучшего друга горячего стрелка, нуждающегося в скорости, Пита "Маверика" Митчелла в фильме TOP GUN MAVERICK ORIGINS: TOP GUN.

Как сообщается, Де Морней и Круз начали встречаться во время съемок фильма, разорвав отношения с Гарри Дином Стэнтоном! Это хорошо отражает динамику фильма, где они примерно одного возраста, но она живет более взрослой жизнью. Еще один интересный факт о Де Морней - она музыкант, и в подростковом возрасте продала несколько своих песен немецким рок-группам, а также написала песню "Король кунг-фу", тему к фильму 1975 года "Брюсплагиат" GOODBYE BRUCE LEE: HIS LAST GAME OF DEATH с Брюсом Ли в главной роли. Она также выступила сопродюсером альбома Леонарда Коэна 1992 года The Future и чуть не вышла за него замуж.

После этого Армстронг снялся в двух более масштабных подростковых комедиях - "REVENGE OF THE NERDS" и "BETTER OFF DEAD", но именно в этом фильме он по-настоящему утвердился в образе озабоченного, эксцентричного лучшего друга. Он, безусловно, должен быть вальяжным и напряженным другом, но в то же время мудрым в своих философских рассуждениях на тему "иногда нужно просто сказать "к черту"". И есть сцена, где он достает трубку с табаком и начинает курить, как профессор. В общем, я подумал - а что, если бы Кертис Армстронг был тем, чья карьера взлетела от этого, а потом он снялся бы в фильме Кубрика и начал бы лазить по зданиям, прыгать со скал и все такое? Это было бы круто. Вместо этого он навсегда останется известным как "Бугер". Но так уж вышло. И у него всегда будет "Лунный свет".

Следующим фильмом Пинчота стал BEVERLY HILLS COP, роль, которая открыла ему путь в страну странных акцентов. Он должен был сыграть главного героя-индейца в сериале SHORT CIRCUIT, но ушел, чтобы сыграть подражание Латке Гравас из Taxi в популярном ситкоме Perfect Strangers. Его великолепный персонаж в TRUE ROMANCE входит в Зал славы придурков и кажется скорее потомком его дебютной роли здесь.

Я не смотрел фильм RISKY BUSINESS с детства и должен сказать, что был впечатлен. Фильм интереснее, чем можно предположить по его репутации. Рекомендую, если вы его еще не видели.

ДОБАВИТЬ КОМММЕНТАРИЙ
Имя:*
E-Mail:


Подписаться на комментарии

 Информация для правообладателей.