Оппенгеймер / Oppenheimer (2023) TS
Оппенгеймер / Oppenheimer (2023) TS


Название: Оппенгеймер
Название зарубежное: Oppenheimer
Год: 2023
Жанр: биография, драма, история
Продолжительность: 180 мин. / 03:00
Страна: США, Великобритания
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Киллиан Мерфи, Эмили Блант, Мэтт Дэймон, Роберт Дауни мл., Флоренс Пью, Джош Хартнетт, Кейси Аффлек, Рами Малек, Кеннет Брана, Бенни Сэфди
Роли дублировали: Станислав Шапкин, Катя Хейфец, Григорий Лайков, Георгий Вардиашвили, София Габелия
Описание: История жизни американского физика Роберта Оппенгеймера, который стоял во главе первых разработок ядерного оружия..
Комментариев 1
admin
Первое, что я хочу сказать, это то, что я называл этот фильм "Оппи", не имея ни малейшего представления о том, что именно так его называют в фильме. Наверное, это просто естественное, инстинктивное прозвище, которое приходит на ум Дж. Роберту Оппенгеймеру, даже раньше, чем "Джей Ар".

Второе, что я хочу сказать, - это то, что я был так неправ относительно феномена Оппенгеймера! Я не понимал, почему люди говорят о фильме как о непременном хите блокбастера, но вот я наконец-то увидел его после трех недель распроданных сеансов в кинотеатре Imax. Пришлось уступить и купить билеты за неделю до начала сеанса, причем в том же самом кинотеатре, который не заполнялся на DEAD RECKONING, JOHN WICK 4, CREED III, DIAL OF DESTINY и т.д. Много шумихи вокруг того, что фильм снят для формата Imax, и это единственный полный экран формата Imax в штате, так что это важный контекст. Но все же - трехчасовая драма с рейтингом R об ученом продается на каждом сеансе каждый день в течение нескольких недель? Только потому, что ее снял Кристофер Нолан? Ура теории авторского кино!

Это может быть позитивным событием для будущего "взрослого" кино, снимаемого для большого экрана (и с большими бюджетами), а также для выживания режиссерского видения в студийной системе, где так стараются сделать режиссеров менее важными, чем бренды. Если только вы не верите в притягательность Oppy i.p. гораздо больше, чем я, то это совершенно очевидный случай, когда зрители идут на фильм только потому, что доверяют режиссеру. И не забывайте, что главный корпоративный злодей Голливуда, генеральный директор Discovery-Max-Content-Properties-Express (бывшая Warner Bros.) Дэвид "Удалитель" Заслав пришел и порицал свою компанию за то, что она придерживалась своих десятилетних отношений с Клинтом Иствудом, выпустив CRY MACHO в кинотеатр. Его предшественники только что прогнали Нолана, поставив на поток TENET - его восьмой фильм с ними - раньше, чем он того хотел. Он отправился на поиски студии, которая позволила бы ему делать то, что он хочет, Universal позволила ему снять этот фильм, и он стал однозначным провалом. Победа хороших парней.


Собственно фильм OPPENHEIMER удивил меня меньше. Я думал, что он будет таким же, как "J. EDGAR" или "JERSEY BOYS" Клинта - фильмы, которые я бы пропустил, если бы их снял Джо Шмо, но которые я смотрю и наслаждаюсь благодаря Клинту. Как и ожидалось, это захватывающая драма с высоким уровнем напыщенного кинематографа, который стоило ждать, чтобы увидеть на огромном экране и с грохочущей звуковой системой. Кроме того, это один из тех проектов типа "я одержим этой темой, которая может показаться вам не такой уж захватывающей, но я попытаюсь убедить вас, почему она чертовски увлекательна", и в этом отношении для меня он успешен... на какое-то время.

Киллиан Мерфи (RED EYE) просто великолепен в роли Оппи, неуклюжего, отстраненного гениального физика, создавшего атомную бомбу (буууу! просто мои 2 цента). Впервые мы встречаем его позже, в маленькой комнате, отвечающего на враждебные вопросы о своей жизни, потому что когда-то он случайно интересовался смежными с коммунистическими проблемами. Есть и другой временной отрезок, черно-белый, когда Льюис Страусс (Роберт Дауни-младший, U.S. MARSHALS) проходит слушания по утверждению его кандидатуры на пост министра торговли и получает вопросы о его связи с Оппи в бытность его комиссаром Комиссии по атомной энергии. По его словам, он не был согласен с Оппи в политических вопросах, но уважал его и принял на работу в качестве директора Института перспективных исследований в Принстоне, где одним из преподавателей был Альберт Эйнштейн (сам) (нет, шучу, это Том Конти [STREETDANCE 2]).

Вы знаете, как Нолан относится к прыжкам во времени - он за это. Главной историей, во всяком случае, на некоторое время, становится возвышение Дж.Р. Оппи, беспокойного, дикоглазого и диковолосого студента-чудака, которого преследуют кошмарные видения молекулярных, э-э... частиц или чего-то подобного, чуть не убивает своего учителя (забавная история), становится профессором-рок-звездой благодаря новаторским концепциям, участвует в гражданской войне в Испании, каким-то образом очаровывает нескольких дам и назначается генералом Лесли Гровсом (Мэтт Дэймон, "Великая стена") руководителем Лос-Аламосской национальной лаборатории, собирая суперкоманду лучших научных умов, чтобы сделать следующий шаг от расщепления атома к созданию бомбы, которая убьет сотни тысяч невинных людей и/или положит конец всем войнам (но, скорее всего, только первым). В свою защиту они говорят, что все ботаники квантовой физики по всему миру, увидев расщепление атома, стали думать о том же самом, поэтому они решили, что лучше они сделают это, чтобы остановить нацистов, чем нацисты сделают это первыми.

Мой отец, как и Дольф, был инженером-химиком, но я не унаследовал научного склада ума. Справедливости ради надо сказать, что на протяжении всего фильма я не имел ни малейшего представления о том, о чем говорят эти гении. Но плыть по течению довольно легко. "Не пытайся понять это. Почувствуй это", - как говорила Клеманс Поэзи в фильме TENET. Он работает как напряженный фильм о решении проблем командой экспертов, как APOLLO 13, только мы знаем, что они убьют кучу людей, а не спасут нескольких. Это абсолютная кавалькада узнаваемых лиц, многие из которых не имеют практически никаких диалогов, поскольку Нолан не хотел использовать никаких составных персонажей, он хотел, чтобы кто-то играл всех, кто действительно находился в комнате, независимо от того, будет ли это объяснено зрителям или нет. Это очень умно, потому что я могу не следить за тем, кто именно является персонажами, но я могу вспомнить: это Дэвид Дастмалчиан ("Отряд самоубийц"), это Джек Куэйд ("Крик" [2022]), это тот парень, который сказал то-то и то-то в другой сцене. Иначе они бы точно слились.

Дэвид Крумхольц (BATTLE FOR TERRA) играет одну из лучших ролей второго плана в роли Исидора Айзека Раби, который выступает в роли ближайшего друга или комического приятеля для космического кейса Оппи, хотя он - лауреат Нобелевской премии, чьи новаторские исследования в области магнитного резонанса приведут к изобретению МРТ. Джош Хартнетт (BUNRAKU) также выделяется в роли близкого коллеги Эрнеста Лоуренса (нобелевского лауреата за изобретение циклотрона). Я был сторонником Хартнетта с HALLOWEEN H20, 30 DAYS OF NIGHT и Boy Sweat Dave в WRATH OF MAN, но даже я был удивлен, насколько хорошо он работает в роли этого харизматичного профессора. Временами он похож на Ричарда Гира. В данном случае он хороший парень и верный друг, но в политическом плане занимает среднюю позицию. Когда Оппи спрашивает его о борьбе за расовую интеграцию, он отвечает, что хочет голосовать за это, но не говорить об этом.

Я также был рад появлению Дейна ДеХаана в роли генерал-майора Кеннета Николса. ДеХаан так неожиданно взорвался после CHRONICLE, но был странным исполнителем главной роли даже в таких понравившихся мне фильмах, как A CURE FOR WELLNESS и VALERIAN AND THE CITY OF A THOUSAND PLANETS. Здесь он снова в своей кипящей ласке. Молодец. Другие молодцы: Олден Эренрайх (COCAINE BEAR) в роли помощника Штрауса, Алекс Вольфф (PIG) в роли другого нобелевского лауреата, Мэйкон Блэр (MURDER PARTY, BLUE RUIN, GREEN ROOM, HOLD THE DARK, режиссер ремейка TOXIC AVENGER) в роли адвоката Оппи, Скотт Граймс (CRITTERS) в роли другого адвоката, Маттиас Швайгхофер (медвежатник из ARMY OF THE DEAD) в роли Вернера Гейзенберга. Лауреат премии "Оскар" Рами Малек (BATTLESHIP) играет важную роль, и, к сожалению, каждый раз, когда он выкалывает глаза, я вспоминаю, насколько мне не нравятся его выступления. Впрочем, некоторые считают, что он хорош в этой роли, как это обычно и бывает.

Здесь есть еще 7 или 8 известных актеров-мужчин, но вы, вероятно, уже читаете, поэтому я перейду к женщинам. Нолана часто обвиняли в том, что у него слабые женские персонажи (несмотря на то, что он всегда работал с женщиной-продюсером Эммой Томас, а теперь еще и редактором Дженнифер Ламе [HEREDITARY]). К сожалению, он не нашел способа изменить ситуацию в этой истории, где доминируют мужчины. Две важные женщины в фильме - подруга/любовница Оппи Джин Тэтлок (Флоренс Пью, "Коммивояжер") и жена Китти (Эмили Блант, "Волчонок"). Как всегда, Пью выделяется, производя огромное впечатление в нескольких сценах о бурных отношениях. Блант играет более значительную роль, но, на мой взгляд, ее лучшие сцены ослаблены тем, что мы так мало видим основу их отношений и так много видим, как она в них разочаровывается (что, похоже, приводит к карикатурному алкоголизму, который всегда носит с собой бутылку). Я думаю, что исполнение хорошее, но роль могла бы быть и лучше.

Интересно (по крайней мере, для меня), что Блант озвучивала жену в английском дубляже фильма Хаяо Миядзаки THE WIND RISES, который имеет некоторые интересные параллели как история о гении, работающем и идущем на компромиссы, чтобы создать что-то для военных, и испытывающем чувство вины за его смертоносное применение во Второй мировой войне. В фильме ее героиня вместо алкоголизма заболевает туберкулезом.

Самая захватывающая часть истории - это подготовка к испытанию "Троицы". Нолан окутывает нас волнением от приближения к цели и одновременно ужасом, потому что... это же чертова атомная бомба. Когда все готово, они взрывают ее, это внушает благоговение, она не поджигает атмосферу и не уничтожает всю планету, как это считалось возможным (и все же они нажимают на кнопку). Потом они ликуют и празднуют, как будто выиграли Суперкубок, но мы-то знаем, что они на самом деле выиграли, и большинство из них тоже это поняли, независимо от того, признают они это или нет. Гитлер уже мертв, Япония, возможно, близка к капитуляции, но они все равно собираются ее применить. Они пытаются предлагать свои варианты: Может быть, просто сказать им, что она у нас есть, чтобы они отступили. Или применить его в отдаленном районе. Или хотя бы предупредить гражданских, чтобы они ушли. Военные отмахиваются от этих идей, и Оппи пытается донести до своих коллег, что это не в его власти, но при этом не звучит как отговорка.

В одной из самых жутких сцен фильма военный министр Генри Стимсон (Джеймс Ремар, "СМЕРТЕЛЬНЫЙ КОМБАТ: АННИГИЛЯЦИЯ") обсуждает план сбросить на Японию не одну, а две атомные бомбы и отмечает, что он вычеркнул Киото из списка потенциальных целей только потому, что они с женой провели там медовый месяц и он был прекрасен. Я не претендую на то, чтобы читать мысли своих зрителей, но то, как люди смеялись над этим, словно над легким комизмом, делало эту сцену еще более жуткой. (Кстати, само собой разумеется, что люди, считающие этот фильм про-ядерным или ядерно-агностическим, хотя их сердца, возможно, и находятся в правильном месте, плохо смотрят кино. Если уж на то пошло, то фильм немного оскорбителен тем, насколько он считает себя обязанным вести нас за руку в этом вопросе).

Я не без гордости могу сказать, что фильм несколько потерял меня на этапе после бомбардировки. Он превращается в историю о том, как Оппи прилюдно разрывают на части за его прошлые политические убеждения, как Китти говорит ему/нам, что ему это не нужно, но это своего рода самобичевание по поводу его вины за преступления против человечества, и (что для меня еще более загадочно) о том, как Штраус его подставил и впоследствии за это заплатит. Я сторонник неочевидных подходов к изложению историй, но во время просмотра OPPENHEIMER я никак не мог взять в толк, почему соперничество становится кульминацией этой истории. Это похоже и на "Обычных подозреваемых", когда раскрываются истинные мотивы Штрауса, и на триумф человека, когда некий персонаж настраивает его против себя и срывает свое оправдание за то, что он сделал с Оппи. Все это интересно, но я не могу понять, почему Нолан сделал именно на этом акцент.

Я слышал предположение, что здесь (как и в фильме THE WIND RISES) прослеживается параллель со студийным кинематографом. Когда генерал Гровс в основном говорит Оппи: "Ладно, ты сделал бомбу, иди домой, дальше мы сами разберемся", он может чувствовать себя примерно так же, как Нолан, когда он закончил работу над TENET, а они не сделали того, что он хотел. Давление Манхэттенского проекта можно сравнить с ответственностью, которую он чувствовал, помогая театральному искусству пережить COVID и жадных, недальновидных руководителей. Ощущение "не могу положить ее обратно в коробку" при создании бомбы можно (очень мягко) сравнить с тем, что Нолан помог запустить современный кинематограф, в котором доминируют супергерои. И т.д. Все эти идеи интересны для меня, и, несомненно, некоторые из них легли в основу фильма, осознанно или нет. Но мне нужна кульминация, которая была бы важна как на буквальном, так и на метафорическом уровне, а я не думаю, что такой внутренний бейсбол когда-либо был главным интересом Нолана.

Более того, я видел, как Нолан говорил, что ему очень хотелось не использовать метафору, как это было в TENET, а поставить вас на место человека, который действительно боролся с созданием технологии, потенциально способной уничтожить мир. Удивительно, но Нолана вдохновило на создание фильма то, что в TENET вымышленное изобретение "перевернутых пуль" сравнивалось с Оппенгеймером, поэтому Роберт Паттинсон купил ему в подарок сборник речей Оппенгеймера в качестве обертки.

Я попросил в Twitter найти интервью Нолана или личные теории по поводу акцента на Штраусе и получил несколько полезных ответов. Роб Гирван указал мне на очень интересную видеозапись посещения Ноланом и Мерфи видеомагазина в Париже, где Нолан говорит, что соперничество в AMADEUS было влиянием (и упоминает CHARIOTS OF FIRE). Но в остальном, я думаю, он оставит это на усмотрение зрителя (или сдастся и попросит людей в Твиттере интерпретировать).

Кристофер Доул написал, что "фильм сводится к понятию цепных реакций, которые отражаются на протяжении долгого времени после первоначального взрыва... Это фильм о высокомерном теоретике (который явно "плох в математике"/практических вещах), который продолжает взрывать бомбы, не понимая, как эти вещи будут применены на практике, и как эти бомбы/цепные реакции отражаются во времени".

Да, это очень верно. Например, он игнорирует предупреждения о том, что его политические ассоциации повредят его карьере, он не думает о том, как его роман с Джин отразится и на ней, и на Китти, и т.д.

Брайан Уильям Пэчинджер сказал мне, что все дело в том, чтобы довести дело до финальной сцены, в которой Оппенгеймер и Эйнштейн, "два гения, понимающие всю тяжесть того, что было развязано", противопоставляются "бюрократу, беспокоящемуся по пустякам".

Мне нравится такое прочтение. Гениальные люди, чьи творения находятся во власти мелких придурков. А поскольку творения затрагивают все человечество, то и мы, обычные болваны, тоже находимся в их власти. Штраус потерял свою политическую карьеру, но есть безграничное количество бесплатных пополнений политиков гораздо хуже его. Интересно, празднование падения Штрауса в фильме было брошено зрителям, ищущим повод для радости, или же оно должно было быть таким же пустым, как аплодисменты после теста Тринити и оглушительный стук трибун на митинге, где Оппи подыгрывал и подбадривал толпу, навевая видения о том, как с них сходит кожа? Мне не показалось, что это последнее, но я все равно так считаю.


Фуууууук, чувак. Я почти уверен, что просто стал Смертью, разрушителем миров.
Это, очевидно, Нолан в режиме "Большой важности". Я думаю, он заслужил это право, и у него это хорошо получается. Это фильм, который стоит посмотреть только ради мастерства режиссера, даже если я обыватель, который всегда будет больше радоваться его фильмам о Бэтмене и научно-фантастическом дерьме. Должен также сказать, что я с подозрением отношусь к людям, которые осуждали "ТЕНЕТ" за то, что его обратная логика была сложной для понимания, но теперь они ведут себя так, будто не отстают от разговоров о квантовой физике, нелинейном повествовании, огромном актерском составе и запутанных политических махинациях. В любом случае, при повторном просмотре все станет более понятным, но я должен признать, что это не тот фильм, который мне захочется пересматривать еще очень много раз, если вообще захочется.

Но многие захотят, и я рад за них. Давайте оценим его сейчас, пока отголоски его популярности не улеглись и нам всем до смерти надоели эти ленивые ученые байопики, которые Голливуд не может перестать впихивать нам в глотку.
ДОБАВИТЬ КОМММЕНТАРИЙ
Имя:*
E-Mail:


Подписаться на комментарии

 Информация для правообладателей.