The Tattooist of Auschwitz (2024)
The Tattooist of Auschwitz (2024)


Название: The Tattooist of Auschwitz
Год: 2024
Жанр: драма
Страна: Великобритания
Режиссер: Тали Шалом-Эзер
В ролях: Анна Прухняк, Мелани Лински, Харви Кейтель, Джона Хауэр-Кинг, Йонас Най, Isaac Gryn, Мили Эшет, Авиталь Львова, Tamlyn Henderson, Levi Mattey
Комментариев 1
admin


Мысль о том, что любовь могла расцвести в самых ужасных местах, скажем, в концентрационном лагере во время Холокоста, — это тяжелая пилюля, которую трудно проглотить даже в лучшие времена. И все же Лали Соколова и Гита Фурман, две словацкие узницы Аушвица II-Биркенау, действительно встретились в лагере, полюбили друг друга и, пережив лагеря, прожили вместе долгую жизнь. Такая невероятная история любви сделала роман Хизер Моррис "Татуировщица из Освенцима" на эту тему бестселлером, хотя и противоречивым — до сих пор ведутся споры о правдивости утверждений и деталях ее версии истории Лали и Гиты. (Мемориальный музей Освенцима отмечает, что эта книга "не может быть рекомендована в качестве ценного пособия для тех, кто хочет понять историю лагеря".)


Но это делает историю более приятной, не так ли? Именно на это рассчитывает команда, работающая над экранизацией романа "Пикок", на протяжении всех шести серий — отрезвляющее, захватывающее описание преступлений Шоа, приправленное достаточным количеством надежды и романтики, чтобы вызвать скорее горько-сладкие чувства, чем мучительные. Однако, несмотря на все исторические детали и непоколебимое описание ужасов Холокоста, "Татуировщик из Освенцима" больше напоминает, чем вдохновляет.  


Во многом это объясняется настойчивым стремлением сериала признать свои корни как историко-фантастического романа, написанного новозеландской писательницей-неофитом Хизер Моррис (Мелани Лински, щеголяющая с неброским светлым каре, имитирующим прическу настоящей женщины), которая оказалась в контакте с восьмидесятилетней женщиной. Соколова (Харви Кейтель, за искусственным макияжем) и решила поговорить с ним о его рассказах ради своей первой книги. Оба актера - феноменальные исполнители, но на странице очень мало того, что можно сыграть: роль Лински - это, прежде всего, робкий инквизитор, а морщины у персонажа возникают только из-за того, что она изо всех сил пытается переварить ужасы, которые рассказывает ей Лали, и из-за необходимости установить границы в отношениях с ним. Повзрослевшую Лали, тем временем, буквально преследуют ужасы его пребывания в Освенциме; Кейтель придает своему персонажу спокойное, пассивное достоинство, но ограниченность их разговорных сцен не дает ему ничего, кроме как вздрагивать при воспоминании.


Настоящая изюминка сюжета заключается в том, что в первом эпизоде сериала рассказывается о юности Лали (которого сейчас играет Джона Хауэр-Кинг из ремейка "Русалочки"), когда молодого человека отправляют в Освенцим. Несмотря на пустые обещания вывески над воротами с надписью "Работа сделает вас свободными" или на то, что группа недовольных заключенных бодро играет на фанфарах для прибывающих заключенных, быстро становится ясно, что это нечто большее, чем просто трудовой лагерь — их уничтожают, будь то быстро из-за неразборчивых нацистских пуль или медленно умирал от болезней и голода. Лали может быть в безопасности только в качестве одного из татуировщиков лагеря (ответственного за нанесение на руку каждого заключенного номера, который станет его новым удостоверением личности), и эту обязанность он принимает с мрачной покорностью. 


Надежда, конечно же, приходит с появлением Гиты (Анна Причняк), красивой молодой девушки, у которой возникает извращенная любовная связь с Лали, пока он втирает чернила в ее плоть. Эти два голубка влюблены друг в друга с первого взгляда, но логистика лагерей разлучает их. Тем не менее, они находят причины видеться, часто просто для того, чтобы поддержать друг друга — сначала, когда Лали пытается найти лекарство от тифа у Гиты, затем, когда Гита пытается найти Лали после нескольких недель разлуки. 


Самые интересные моменты в "Татуировщице", в остальном заученно рассказывающей обычную историю о концентрационном лагере, связаны с необычным положением Лали в лагере: чувство вины, которое он испытывает из-за своего сравнительно привилегированного положения, растущая эмоциональная нагрузка от того, что друзей расстреливают, уводят или травят газом, и мучительная тоска по своей жене. мгновения без Гиты. В классическом стиле "Шиндлера" у нас также есть офицер СС-социопат, который играет как нетрадиционного союзника, так и надвигающуюся угрозу: Стефан Барецки в исполнении Йонаса Нэя с отвисшей челюстью, чьи мертвые акульи глаза и неприкрытый нигилизм делают его сцены с Лали особенно напряженными.


Как и большинство изображений лагерей, это мрачное, грязное и безрадостное зрелище, а ненасыщенный кинематограф Дэвида Кацнельсона обыгрывает пустые серые и коричневые оттенки производственного дизайна Стиви Херберта. Это подходящее место для такой ужасающей истории, как эта, напоминающее о технических деталях и душераздирающей непосредственности знаменитых произведений о Холокосте, таких как "Список Шиндлера" и "Сын Саула". Ханс Циммер и его соавтор Кара Талве дополняют композицию зловещими аккордами, которые лишь слегка приподнимаются в те моменты, когда фортепиано подчеркивает редкие моменты уединения Лали и Гиты.


Все это эффективно в том смысле, что используется грубая сила, но обыгрывает условности драмы о Холокосте, не усложняя их, кроме почти порнографических всплесков насилия, которые мы должны воспринимать. Шоу, похоже, доставляет удовольствие показывать, как офицеры СС стреляют плачущим евреям в лицо, заставляют еврейских женщин оказывать им сексуальные услуги и показывают обреченных заключенных, восклицающих с облегчением "Я свободен!" незадолго до того, как их повесят. 


Никто не обвиняет "Татуировщика Освенцима" в том, что он избегает агонии, вызванной его обстановкой. Тем не менее, ощущение обреченности настолько всеобъемлющее, настолько неумолимое, что оно притупляет моменты, которые должны позволить героям сбежать из созданного нацистами ада. Хауэр-Кинг проводит так много времени в "выжимках", что Лали становится не столько персонажем, сколько аватаром для выживания; то же самое касается Гиты, которая мало что понимает за пределами своей насущной потребности в выживании и своего статуса несчастной любви Лали. (Единственным исключением является заключительный эпизод, в котором послевоенная пара должна принять трудное решение относительно показаний нацистов; именно здесь Причняк может сыграть роль, выходящую за рамки мучительного облегчения.)


От "Шоа" до "Шиндлера", "Жизнь прекрасна" и всего, что находится между ними, Холокост был освещен с максимальной пафосностью с помощью различных объективов и историй. К сожалению, в сравнении с этим страдает сравнительно простой "Татуировщик" — самоочевидная история о любви и храбрости, которая редко усложняет эту формулу, несмотря на красивую подачу и щедрое использование голоса Барбры Стрейзанд в оригинальной песне, звучащей в титрах. Это ценная история, которую стоит рассказать, даже (надеюсь) несмотря на всю поэтическую вольность, присущую роману-первоисточнику и его экранизации. Но в драматическом плане такие недавние работы, как "Клятва Ирены" и превосходный "Огонек", открывают гораздо более новые, динамичные пути к рассказам о стойкости и героизме во время Холокоста.


ДОБАВИТЬ КОМММЕНТАРИЙ
Имя:*
E-Mail:


Подписаться на комментарии

 Информация для правообладателей.